Нравится | Tweet |
Стоимость газа в 2 раза ниже стоимости бензина, а потребление топлива возрастает лишь на 10-20%. Современные газовые системы могут быть установлены практически на любой автомобиль с бензиновым двигателем (на дизельные авто ГБО не ставят - для "легковушек" это экономически не оправданно). Более того, ГБО можно установить даже на турбированный двигатель.
ГБО состоит из следующих компонентов:
- газовый баллон;
- трубопроводы;
- газовый и бензиновый клапаны;
- дозатор и смеситель газа;
- редуктор - испаритель;
- блок электронного управления.
ГБО устанавливается параллельно с бензиновой системой, для чего в топливную магистраль врезают электромагнитный клапан, с помощью которого выбирается тип топлива.
Целесообразность перевода авто на газ нужно оценивать исходя из конструкции автомобиля, режима его эксплуатации и планируемого пробега.
Стоимость перевода авто на газ состоит из стоимости оборудования (на сегодняшний день существует 5 поколений ГБО, отличающихся как своими свойствами, так и стоимостью) и монтажных работ. От качества монтажа и настройки зависит правильная работа двигателя, уровень потребления топлива, мощность и долговечность всей системы.
Преимущества ГБО
Первым и самым неоспоримым преимуществом перевода авто «на газ» является снижение затрат на топливо. Кроме того, есть еще ряд преимуществ использования газа в автомобиле:
- высокое октановое число газа практически исключает детонацию. Это продлевает срок службы двигателя;
- автомобиль может потреблять оба типа топлива - бензин или газ - водителю достаточно переключить тумблер;
- увеличивается расстояние, которое можно проехать "на одной заправке";
- в газе отсутствуют катализаторы разрушения металлов и вредные примеси (свинец и сера), газ не образует нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания. Это также продлевает срок службы двигателя;
- газовоздушная смесь более однородна, при ее сгорании нагрузка на поршневую группу и коленчатый вал значительно меньше - двигатель работает мягче;
- из-за особенностей сгорания, снижается потребление масла;
- при правильной эксплуатации, межремонтный период ГБО составляет не менее 5 лет;
- снижается количество вредных выбросов.
Таким образом, экономия при установке ГБО выражается в более низкой стоимости топлива, продлении службы двигателя, а также в экономии на «расходниках» - замене масла и свечей зажигания.
Недостатки ГБО
Установка ГБО имеет также и свои недостатки. И первым из них является стоимость самого оборудования. При интенсивном вождении оно достаточно быстро окупается, тем не менее, требует достаточно круглой суммы. Установка простейшего ГБО на авто отечественного производства обойдется в сумму 2800-3500 грн., а на иномарки - 3500-15 000 грн.
Кроме того:
- снижается мощность двигателя (при использовании пропана - на 5%, метана - до 15%);
- на 10-20% увеличивается потребление топлива (только газа, на расходе бензина ГБО не отразится);
- при использовании ГБО второго поколения ухудшается динамика;
- ГБО выше второго поколения не применимо на карбюраторных двигателях;
- неправильная установка и регулировка ГБО ведут к ускоренному износу двигателя;
- следует строго придерживаться режимов эксплуатации и обслуживания;
- следует исключить предельные нагрузки на двигатель;
- газовых заправок меньше, чем бензиновых;
- газовые баллоны занимают полезное пространство багажника.
Использование газа: пропан или метан
В качестве топлива может быть использован пропан или метан.
Пропан - газ, получаемый при переработке нефти. Для пропана используют цилиндрические или тороидальные баллоны.
Цилиндрические баллоны бывают с наружным диаметром 200 мм, 240 мм, 270 мм, 300 мм, 315 мм, 360 мм, 400 мм и 450 мм и объемом от 10 до 230 литров. Наиболее популярные размеры - 40, 50, 60, 90 литров. Цилиндрические баллоны в легковом автомобиле устанавливают чаще всего в багажнике.
Тороидальные баллоны соответствуют форме и размеру запасного колеса. Это позволяет установить их вместо "запаски". Наиболее популярные объемы - 40 и 42 литра (600 х 200 мм). Различают внутренние, внешние и вертикальные тороидальные баллоны.
Вес одного баллона пропана (в зависимости от объема) составляет 20-30 кг.
Метан - природный газ. Он дешевле, кроме того - менее взрывоопасен, чем пропан. Падение мощности может составить 10-15%. Хранят метан в баллонах, которые выдерживают давление 200-250 атмосфер (вес баллонов - 80-110 кг). В то же время, стоимость комплекта метанового оборудования в 2-3 раза выше, чем пропанового.
Метановое ГБО чаще ставят на коммерческие автомобили, которые могут позволить себе перевозить массивные баллоны и решили проблемы с не слишком распространенными метановыми заправками.
Экономия с ГБО
Взвесив «плюсы» и «минусы», посчитаем экономическую эффективность установки ГБО на примере Chevrolet Lacetti с автоматической КПП (можно также рассчитать самостоятельно: калькулятор экономии ГБО).
Исходные данные:
Автомобиль: Chevrolet Lacetti с «автоматом».
Потребление: 12,5 л бензина стоимостью 10 грн. на 100 км пробега.
Пробег: 30 тыс. км/год.
Потребление газа (в худшем случае - больше на 20%): 15 л стоимостью 5,5 грн.
Итак: за год машина использует 3750 л бензина, что обойдется в 37 500 грн.
В то же время, машина «на газу» будет использовать 4500 л газа, что обойдется в 24 750 грн. Экономия - 12 750 грн./год.
Стоимость комплекта ГБО с установкой начинается от 5500 грн. Таким образом, срок окупаемости составит 5-6 месяцев.
Соответственно, чем больше среднегодовой пробег автомобиля - тем выгоднее устанавливать ГБО, и тем быстрее оно окупится.
В то же время, устанавливать ГБО на микролитражки не целесообразно: экономический эффект будет минимальным, но сильно пострадает багажник (нужно будет разместить баллоны) и динамика автомобиля.
Поколения оборудования
В предыдущих разделах мы уже упоминали о существовании различных поколений ГБО, теперь остановимся на них подробнее. Поколения ГБО отличаются в основном элементами подачи газа, системами управления и возможностями установки на те или иные двигатели.
Первое поколение ГБО может быть установлено на карбюраторные двигатели и самые простые инжекторные (без лямбда-зонда). Такое ГБО имеет вакуумное управление и механический дозатор газа. Системы первого поколения соответствуют устаревшим экологическим требованиям Евро-1.
Второе поколение ГБО устанавливают на автомобили с инжекторным двигателем с лямбда-зондом и нейтрализаторам, а также каталитическим нейтрализатором отработавших газов. Оптимизация газо-воздушной смеси происходит за счет штатных вычислительных мощностей и датчиков автомобиля. Системы второго поколения соответствуют требованиям Евро-1 (изредка - Евро-2).
Третье поколение ГБО оснащено собственной вычислительной системой, но скорость реакции на корректировку смеси ограничена скоростью работы шагового дозатора-распределителя. Для бесперебойной работы штатной управляющей системы используется режим имитации работы форсунок и лямбда-зонда. Системы третьего поколения соответствуют нормам Евро-2.
Четвертое поколение ГБО обеспечивает управление подачей газа для каждого цилиндра в отдельности. Это позволяет значительно увеличить скорость реакции на корректировку газо-воздушной смеси и оптимизировать работу двигателя. Системы четвертого поколения соответствуют нормам Евро-3.
Пятое поколение ГБО совместимо с системами бортовой диагностики; внося необходимые корректировки, использует вычислительные мощности автомобиля. Может быть использовано в любых инжекторных автомобилях. Также как и в системах четвертого поколения, предусмотрены форсунки для каждого цилиндра в отдельности. Важным отличием является то, что в системах пятого поколения газ поступает в цилиндры в жидкой фазе. Это уменьшает потери мощности, снижает расход газа и позволяет запускать двигатель на газе при отрицательных температурах. С другой стороны, такие системы сложны и чувствительны к качеству газа. Системы пятого поколения соответствуют требованиям Евро-3 и Евро-4.
Стоимость установки ГБО
Стоимость оборудования и монтажа зависит от поколения ГБО, производителя и технических особенностей автомобиля. В таблице приведены ориентировочные цены:
ГБО 2-го поколения
Карбюратор | 3300 |
Инжектор | 3500 |
Системы с распределенным впрыском (ГБО 4-го и 5-го поколения)
Модель | Vialle LPI | Prins | BRC | Zenit, KME, Tomasetto |
Двигатель 4 цилиндра | 19 500 | 11 200 | 8 000 | 6 000 |
Двигатель 6 цилиндров | 22 500 | 14 500 | 12 000 | 7 500 |
Двигатель 8 цилиндров | 28 500 | 17 500 | 15 000 | 8 500 |
Стоимость переоборудования 10 или 12 цилиндровых автомобилей рассчитывается индивидуально. Более подробно о ценах на установку ГБО можно узнать:
- AvtoGaz;
- VIVA GAS SERVICE;
- GasAuto;
- и др.
Регистрация в ГАИ
После установки ГБО автомобиль в течение 10 дней необходимо перерегистрировать в ГАИ. Для этого установщик должен предоставить следующие документы:
- акт выполненных работ;
- сертификат о переоборудовании автомобиля.
В районном МРЭО (на его территории есть отделение банка) оплачивается экспертиза, стоимость техпаспорта и компьютерные услуги (около 500 грн.). В кассе достаточно указать назначение платежа - «установка ГБО», и вам назовут стоимость, а после оплаты - выдадут все необходимые квитанции.
С оплаченными квитанциями едем на осмотр к эксперту-криминалисту.
Ждем оформления бумаг и забираем акт технического осмотра в окне поста технического контроля.
Затем сдаем акт осмотра, квитанции и техпаспорт.
Ждем оформления документов и получаем новый техпаспорт с отметкой «Встановлено ГБО».
Установка ГБО на «гарантийные» автомобили
Установить ГБО на новый автомобиль можно только в том случае, если фирменный сервис дилера осуществляет такую установку (а для этого необходима соответствующая лицензия). Иначе вы потеряете гарантию.
Установить ГБО на официальных сервисах можно на автомобили следующих марок:
Alfa Romeo
Fiat
Geely
Lada
Lancia
ZAZ
ГАЗ
УАЗ
и др.
Кроме того, на нашем рынке присутствуют модели с ГБО, установленным в заводских условиях. Это Renault Logan GBO (стоит 94 300 грн., что на 8400 грн. дороже бензиновой версии), Renault Logan MCV GBO (131 300 грн.) и Renault Sandero GBO (98 100 грн.).
Советы по эксплуатации автомобиля с ГБО
Для долгой и бесперебойной работы автомобиля с ГБО примите во внимание следующее:
- Запускать и прогревать двигатель после длительной стоянки нужно на бензине, и только после его прогрева - переходить на газ.
- Глушить двигатель перед длительной стоянкой лучше на бензине.
- Конденсат из газового редуктора нужно сливать не реже одного раза на 10-12 тыс. км пробега.
- Заменять воздушный фильтр нужно не реже одного раза на 8-10 тыс. км. пробега.
- Не допускается работа двигателя при одновременной подаче газа и бензина.
Газовые заправки
Киев
- пр-т. 50-летия Октября, 1-а
- пр-т. 50-летия Октября, 2-б
- ул. Автозаводская - АЗС ТНК
- ул. Ак. Паладина, 37
- ул. Б. Окружная, 1
- ул. Б. Окружная, 6
- ул. Б. Окружная,16
- пр-т. Бажана, 1-д
- ул. Березняковская, 23-а
- ул. Богатырская, 1
- ул. Богатырская, 3-д
- ул. Богатырская, 15а
- ул. Бориспольская, 12
- Броварское шоссе, 53
- Броварской проспект, 3-а
- Броварской проспект, 95
- ул. Васильковская, 100
- пр-т. Ватутина, 5
- пр-т. Ватутина, 11
- пр-т. Ватутина, 15
- пр. Ватутина, 19
- ул. Вербовая, 20
- пр-т Воздухофлотский, 77
- ул. Воскресенская, 7
- ул. Героев Космоса, 11/22
- ул. Глыбочицкий проезд, 4
- пр-т. Глушкова, 9а
- пр-т. Глушкова, 139
- ул. Дегтяревская, 25а
- ул. Дегтяренко, 1
- Днепровская набережная, 8а
- Днепровская набережная, 13б
- Днепровская набережная, 14
- Днепровская набережная, 16а
- Днепровская набережная, 17
- ул. Жмеринская, 26
- ул. Жмеринская, 29
- ул. Жуковского, 22
- ул. Заболотного, 1
- ул. Заболотного, 3
- ул. Заболотного, 13
- ул. Заболотного, 15-д
- ул. Заболотного, 25-а
- ул. Заболотного, 33/162
- ул. Заболотного, 156/1
- ул. Заболотного, 158-д
- ул. Зодчих, угол ул. Зодчих/Окружной
- ул. Изюмская, 2
- ул. Кайсарова, 7-в
- ул. Кайсарова, 15
- ул. Кибальчича, 1а
- ул. Кольцевая, 1
- ул. Кольцевая, 6
- ул. Кольцевая, 12
- ул. Костычева, 1
- ул. Крайняя, 3
- ул. Краснознаменная, 162б
- ул. Л. Курбаса, 1
- ул. Лебединская
- ул. Ленина, 2а
- ул. Луговая, 16
- ул. Маяковского, 54
- ул. Мелиоративная, 3
- ул. Мельникова, 48-а
- ул. Механизаторов, 2
- ул. Миська , 1/1
- Московский пр-т, 18
- Московский пр-т, 20-а
- пр-т Московский, 26в
- ул. Н.Гринченко,18
- ул. Набережно-Луговая, 8
- пр-т Науки, 53
- ул. Нижнеключевая, 4
- ул. Оранжерейная, 3
- ул. Оросительная, 7
- ул. П.Дегтяренко, 1
- ул. Ак. Палладина, 37
- Печерская дорога, 4
- ул. Плеханова, 54
- ул. Плодовая, 1
- ул. Полярная, 19
- пр-т Правды, 85
- ул. Пражская, 18-в
- ул. Привокзальная, 1-а
- ул. Припятская, 24
- ул. Пшеничная, 1-а
- ул. Радченко, 27/22
- ул. Радченко, 27/29
- ул. Садовая, 48-а
- ул. Саперно-Слободская, 104
- ул. Светлая, 1
- ул. Светлогорская, 2/25
- ул. Серафимовича, 2/19
- ул. Скляренко, 5-б
- ул. Стеценко, 23а
- Столичное шоссе, 92
- Столичное шоссе, 98а
- ул. Сырецкая, 35
- ул. Сырецкая, 135
- ул. Телиги, 61
- ул. Телиги, 61-а
- ул. Телиги, 161
- Ул. Трублаини, 2а
- Ул. Туполева, 21
- ул. Фрунзе, 58
- шоссе Харьковское, 68
- шоссе Харьковское, 203
- шоссе Харьковское, 210
- ул. Электриков, 21
- ул. Электротехническая, 2
- ул. Электротехническая, 8
- ул. Ямская, 59
Киевская область
- Б. Александровка, 30км+750м (влево) трасса Киев-Харьков
- Б.Димерка, ул. Ленина, 121
- Барышевка, ул. Автомагистральная, 65
- Барышевка, ул. Пархоменко, 34/200
- Белая Церковь, бульв. 1-го мая,15
- Белая Церковь, ул. Белоцерковськая , 63б
- Белая Церковь, ул. Загребля , 21
- Белая Церковь, ул. Киевская, 84-а
- Белая Церковь, ул. Киевская, 96
- Белая Церковь, ул. Князя Владимира,1
- Белая Церковь, ул. Леваневского, 83-г
- Белая Церковь, ул. Первомайская, 10/28
- Белая Церковь, ул. Сухоятская, 11
- Белая Церковь, ул. Таращанская,199
- Белая Церковь, шоссе Сквирское, 98
- Белогородка, ул. Ленина, 186-а
- Березань, ул. Киевский путь, 1
- Березань, ул. Киевский путь, 14, 76 км. а/д Киев - Харьков
- Березань, ул. Маяковского, 10
- Березовка (Киев-Житомир)
- Бзов, трасса Киев-Харьков, 57км
- Богуслав, ул. Ивана Франка, 35
- Борисполь, трасса Киев-Харьков, 34км+700м, (слева)
- Борисполь, трасса Киев-Харьков, 34км+700м, (справа)
- Борисполь, ул. Горького, 42-а
- Борисполь, ул. Запорожская, 1
- Борисполь, ул. Киевский шлях, 153-а
- Борисполь, ул. Киевский шлях, 16
- Борисполь, ул. Киевский шлях, 2-б
- Борисполь, ул. Лютнева, 1
- Бородянка, ул. Семашко, 157
- Бородянка, переулок Севашка, 5
- Боярка: ул. Магистральная
- Бровары, трасса Киев-Чернигов, 28км+900м
- Бровары, ул. Киевская, 2-а
- Бровары, ул. Киевская, 227
- Бровары, ул. Киевская, 322
- Бровары, ул. Киевская, 323
- Бровары, ул. Окружная Дорога, 26
- Бровары: ул. Чкалова, 7
- Бузова, 36 км автодороги Киев-Чоп
- Буча, ул. Заводская
- Васильков, ул. Декабристов, 45
- Васильков: ул. Чехова(МРЭО)
- Вита Почтовая, ул. Боярская, 4
- Вишгород, ул .Набережная, 24
- Вишгород, ул. Шолуденко, 18-а
- Вишневое: ул. Киевская,2
- Вишневое: ул Черновола,45
- Вишневое: ул. Черновола 54
- Володарка, ул. Заречная, 100-б
- Волошиновкa, ул. Автомагистральная, 65
- Глеваха, 25 км +250м автодороги Киев-Одесса
- Глеваха, ул. Вокзальная, 2-а
- Глубочица, 125 км
- Гоголев, ул. Шевченка, 1
- Гореничи, трасса Киев-Чоп, 22км+50м
- Гостомель, ул. Чкалова, 31-а
- Гострая Могила, 118-й км. автодороги Киев-Одесса
- Гребенка, Ул. Киевская, 200
- Григоровка, ул. Заводская, трасса Киев-Луганск-Изварине, 54км+700м., (слева)
- Ерковци
- Ерковци, ул. Ферапонтова, 2-а, на территории АЗС "Нафтогаз-2"
- Залесье, трасса Киев-Чернигов, 42км+600м
- Згуревка, ул. Заводская, 1
- Иваковое,53-й км. автодороги Киев-Харьков
- Иванков (Киев-Харьков)
- Иванков, трасса Киев-Харьков, 45км+100-200м, (справа)
- Иванков, трасса Киев-Харьков, 48км+400м, слева
- Иванков, трасса Киев-Харьков, 53км
- Иванков, ул. Полесский шлях, 1-а
- Иванков, ул. Школьная, трасса Борисполь-Золотоноша, 1км
- Ивановка, ул. Мира, 2-б
- Иванковое, а/д Киев - Харьков
- Ирпень, ул. Гостомельское шоссе, 39
- Кагарлык, ул. Козацкая, 2-а
- Калиновка (Киев-Житомир)
- Калиновка, трасса Киев-Чоп, 50км, (поворот на с. Пуховка)
- Калиновка, ул. Киевская
- Княжичи, 23-км объездной дороги
- Кочерив, ул. Радомышлская, 57, трасса Киев-Чоп, 78км
- Леоновка
- Мархаливка, 25 км +650м автодороги Киев-Одесса
- Мытница(Киев-Одесса)
- Нестеровка
- Новые Петровцы, трасса Киев-Овруч, 20км
- Обухов, трасса Киев-Луганск, 48км
- Обухов, Ул. Загребля, 21
- Обухов, ул. Песчаная, 101-в
- Панфилы, ул. Киевская, 2-а, трасса Киев-Харьков, 102км
- Переяслав - Хмельницкий, 53-й км. автодороги Борисполь - Золотоноша
- Переяслав-Хмельницкий, ул. Школьная, 4
- Переяслав-Хмельницкий, шоссе Золотоношское, 61
- Петровское (за Вишневым)
- Петропавловская Борщаговка, ул. Петропавловская, 22
- Пилиповичи
- Погребы, ул. Гагарина, 18-а
- Подгорци, ул. Надгорная, 20
- Пролиски
- Рокитное, ул. Белоцерковная, 2-а
- Рокитное, ул. Советская, 6
- Садки, 152 км
- Сквира, ул. Киевская, 23-а
- Скибин (Киев-Чернигов)
- Снежки, 135 км Киев-Одеса
- Ставище, ул. Радянская, 5
- Стоянка, трасса Киев-Чоп, 20км+925 м
- Тараща, ул. Белоцерковская, 63-б
- Таценки
- Терезино, трасса Киев-Одесса, 78км+800м.
- Тетиев, ул. Богатырская, 85а
- Требухов, трасса Киев-Чернигов, 28км+900м., объездная дорога ( слева)
- Трипилля, ул. Шевченка, 4
- Фастов, ул. Велыкоснетынская, 69
- Фурсы, ул. Ленина, 110, автодороги Белая Церковь - Сквыра
- Ходосеевка, трасса Киев-Луганск, 23км
- Ходосеевка, Шоссе обуховское, 2
- Хотяновка, трасса Киев-Чернигов
- Чабаны 1
- Чабаны, 17км +250м автодороги Киев-Одесса
- Чабаны 1, ул. Кирова, 162
- Чупыра, ул. Садовая, 1-а
- Юрьев, ул. Шевченка, 49, трасса Киев-Чоп, 54км+800м
- Яготын, ул. Киевская, 4-а, трасса Киев-Харьков