Нравится | Tweet |
ЕЗДА НОЧЬЮ
Дорога со светлой поверхностью улучшает, а с темной - ухудшает видимость ночью. Лучшая видимость - на неосвещенных дорогах с бетонным покрытием, затем с гравийным, обработанным битумом, затем с гравийным покрытием без обработки, а худшая видимость - на дорогах с асфальтобетонным покрытием. Поэтому при изменении цвета и материала покрытия корректируйте скорость движения автомобиля.
Видимость зависит от освещенности, от цвета предметов и фона, от их контрастности. Вне световой полосы от лучей фар видимость резко снижается. Плохо видны автомобили или пешеходы на обочине, особенно если дорога извилистая. Автомобили темных цветов и пешеходы в темной одежде сливаются с окружающей темнотой. В лучах фар цвета почти не различаются. Ночью красный свет кажется дальше. Человек в темной одежде может быть замечен водителем при ближнем свете фар всего примерно с расстояния 65 м, а при дальнем - со 110 м. Ночью человек оценивает размеры объектов не так точно, как днем.
Грязное ветровое стекло ухудшает видимость и рассеивает свет фар встречных автомобилей так, что стекло становится непрозрачным, мутным, светлым экраном. Ухудшается прозрачность стекол ночью в дождь и еще больше после дождя, когда на стекла оседают частицы грязи, поднятые проходящими автомобилями.
У полностью нагруженного автомобиля может быть неверное направление света фар, когда лучи задираются кверху, поэтому перед поездками с полной или неравномерной загрузкой следует отрегулировать фары. При грязных фарах сила их света резко падает, сокращается дальность видимости. Если стекла замаслились, можно протереть их бензином. Липкий налет из-за тумана в болотистой местности, от разбившихся о стекло мошек удаляют специальными моющими жидкостями или протирая табаком.
Свет встречных фар указывает направление движения, но не скорость. Включайте фары еще в сумерках, не ждите, пока это сделают другие, и не спешите выключать их до полного рассвета. С включенными фарами автомобиль лучше виден, особенно в пасмурную погоду.
Ночью соблюдайте повышенную осторожность, особенно при разъездах со встречными автомобилями. В темное время суток на дорогах встречаются крупные специализированные автомобили, а также автомобили, перевозящие негабаритные грузы.
При приближении встречного транспорта заблаговременно снижайте скорость, чтобы в случае ослепления быстро остановить автомобиль. И при движении по спуску, и на подъеме свет фар освещает дорогу недостаточно. Особого внимания требуют места перехода спуска в подъем - внизу часто расположены мосты, ширина проезда на них бывает уже ширины проезжей части подъездов.
При движении у верхнего перелома профиля световой поток может экранировать свет фар автомобилей, идущих навстречу с другой стороны подъема, что мешает определить расстояние до них, поэтому в зонах перелома продольного профиля маневров совершать нельзя.
Закругления недостаточно большого радиуса неблагоприятны для движения со светом фар и требуют повышенного внимания.
Ночные обгоны более трудны, и совершать их нужно с максимальной осторожностью. Если Вас обогнали, сразу переключайтесь на ближний свет. На автомагистралях с неширокой разделительной полосой надо переключать свет на ближний и при встречном обгоне, щадить глаза других водителей.
Ослепленный Вами может в Вас же и врезаться.
При плохой погоде до обгона заранее помигайте дальним светом обгоняемому и очисть ветровое стекло. Не обгоняйте, пока не убедитесь, что обгоняемый заметил сигнал и принял вправо.
Нередко на встречных машинах горит всего одна фара - это мешает правильному определению ее ширины. В таких случаях будьте особенно осторожны. Если окажется, что это мотоцикл, осторожность не была лишней - мотоциклисты часто плохие водители.
Глаза человека могут адаптироваться к темноте, но смена темноты и световых пятен от фар и фонарей сбивает настройку, и глаза быстро устают. Людям с продолжительной адаптацией глаз после ослепления лучше избегать движения в ночное время или учитывать эту особенность своего зрения. Рекомендуют при ослепляющем свете фар встречного автомобиля закрывать один глаз, а когда она проедет, открывать ею - он будет видеть нормально.
Во избежание ослепления светом фар надо не менее чем за 150 м до встречного автомобиля переключать свой дальний свет на ближний, приглашая к тому же водителя встречной машины. Если ослепили, нужно включить аварийную сигнализацию и остановиться
При длительных поездках ночью следование за лидером на определенном расстоянии, при включенном ближнем свете, позволяет водителю вести автомобиль спокойно, не напрягаться, не растрачивать свою энергию. Передний автомобиль является активным предохранителем - его водитель выбирает безопасные ситуации. Пешеходы или водители пересекающих дорогу автомобилей, заметив лидера, наверняка заметят и следующие за ним автомобили, даже если они включили только подфарники, и вряд ли будут пытаться проскочить перед ними.
На мокрых улицах ночью слепят блики от дороги, от воды на ветровом стекле, внутренняя поверхность стекол автомобиля часто запотевает. Свет, отраженный от поверхности луж, ослепляет водителя. Опасность представляют плохо освещенные места выходов пешеходов из зрелищных учреждений, места пешеходных переходов. Ночью и в сумерках пешеходы неправильно определяют расстояние до автомобилей и их скорость - при проезде таких мест скорость должна быть невысокой. На остановках общественного транспорта ночью свет из салона автобуса и свет габаритных фонарей не позволяют видеть зону перед автобусом, хотя пешеход, освещенный светом фар, уверен, что водитель его видит.
В ночное время скорость движения в местах с плохой видимостью, на поворотах и закруглениях уменьшайте до минимума. Ее не следует превышать даже тогда, когда дорога совсем свободна: препятствия ночью замечаете в последний момент, когда принять какие-либо меры безопасности бывает трудно.
Стоя у светофора вечером, не держите ногу на педали тормоза, так как яркие стоп-сигналы ослепляют водителей автомобилей, стоящих сзади.
Если дальние ночные рейсы часты, установите дополнительные фары с дальним светом и противотуманные фары - они эффективны при туманах и снегопаде. Берите в дорогу кофе или крепкий чай, бутерброды, сухое печенье, фрукты. Желательно, чтобы в машине работал радиоприемник или магнитофон. Освещение панели приборов установите минимальное - оно тоже слепит ночью.
При необходимости ездить ночью приучите себя к соответствующему режиму и обязательно спите днем. Если в пути клонит в сон - обязательно остановитесь и поспите хотя бы немного. Даже 15 минут сна спасают от беды, а 45 или 90 минут - восстанавливают силы на несколько часов. Если заснуть не можете - расслабтесь в полудреме. Если нет резерва времени для сна, остановитесь хотя бы для физической разминки. Если есть пассажир, не разрешайте ему спать - его сон будет провоцировать Вашу сонливость. Разговаривайте между собой, пойте, но не молчите. Возите с собой нашатырный спирт - понюхав его, отгоните сон на время. Чаще всего сонливость возникает на слишком хороших скоростных дорогах, где монотонное движение убаюкивает. Самая сильная сонливость охватывает в период от двух-трех часов ночи до появления яркого солнца.
Если увидите прямо перед собой встречные фары, хотя Вы - на своей полосе, сразу съезжайте с дороги как можно дальше - водитель встречного автомобиля наверняка спит или пьян.
Не оставляйте автомобиль без освещения на темных улицах и дорогах. Лучше поискать специальную стоянку или съехать подальше с дороги. Если этого сделать нельзя, то оставьте автомобиль с включенными габаритными фонарями на крайней полосе.