Нравится | Tweet |
За всю двухчасовую гонку у болельщиков было в лучшем случае пять минут на то, чтобы перевести дух – настолько стремительно разворачивались события на трассе "Сепанг".
Второй этап чемпионата мира Формулы-1 оказался богат на обгоны и неожиданные повороты сюжета.
McLaren наступает
C самого начала гоночного уик-энда в Куала-Лумпуре стало ясно, что основными фаворитами предстоящей гонки будут пилоты Red Bull и McLaren.
Но если в Австралии преимущество "Красных быков" выглядело неоспоримым, то в Малайзии конюшня из Уокинга заметно подтянулась к своим соперникам: уже на свободных заездах Льюис Хэмилтон с Дженсоном Баттоном вовсю боролись за первые строчки протоколов с подопечными Кристиана Хорнера, а в квалификации британские чемпионы до последнего удерживали лидирующие позиции.
Тем не менее, в последний момент Феттель показал лучшее время: по признанию немца, такой результат был бы невозможен, не будь его RB7 оснащена системой KERS.
Судьбу поул-позиции решил финальный круг Себастьяна Феттеля, на одну десятую перекрывший время Льюиса Хэмилтона. Немец в 12-й раз в карьере выиграл квалификацию, причем если не учитывать межсезонный "тайм-аут", то Феттель первенствует уже в третьей квалификации подряд – победная серия Себастьяна началась еще на Гран-при Абу-Даби прошлого года.
Позади Феттеля и Хэмилтона расположились их напарники: третье время показал Марк Уэббер на Red Bull, а четверку замкнул Дженсон Баттон на McLaren. "Лучшим из остальных" вновь, как и в Австралии, стал Фернандо Алонсо – мельбурнская тенденция недостатка темпа Ferrari в квалификации продолжилась, невзирая на переезд участников в жаркую Малайзию.
Команда Renault в пятницу, 8 апреля, не смогла толком потренироваться из-за бракованной партии рычагов подвески: за всю утреннюю полуторачасовую сессию Ник Хайдфельд с Виталием Петровым на двоих проехали 10 кругов, причем у россиянина поломка и вовсе спровоцировала вылет в гравий в девятом повороте.
К вечеру неисправность удалось устранить, но ценное время было потеряно – в команде жаловались на недостаток "вката", не позволивший инженерам подобрать оптимальные настройки к предстоящей гонке.
Тем не менее, за субботнее утро Петров с Хайдфельдом серьезно продвинулись в поиске регулировок, и на квалификации уверенно прошли в третий сегмент: Ник занял шестое место, опередив пилота Ferrari Фелипе Массу, а Виталий всего две десятых секунды уступил напарнику и расположился на восьмой строчке.
Два, три или четыре?
Одним из главных вопросов, волновавших участников Гран-при Малайзии, была погода: пойдет ли традиционный для этого климата тропический дождь, и если да, то в какой момент и сколько он может продлиться? Ливень ждали еще во время квалификации, но прихотливый ветер отогнал тучи от автодрома.
"Дождливый" вопрос встал перед пилотами и в воскресенье: пока одних инженеры пугали осадками в течение ближайших 10 минут, другие слышали в своих наушниках заверения о сухой гонке.
Правы оказались последние: в 11-й раз из 13 прошедших на "Сепанге" Гран-при зрители стали свидетелями сражения на сухом асфальте. Впрочем, драматизма заезду это ни капельки не убавило – зависшее в воздухе ожидание дождя заставляло команды экспериментировать c пит-стопами: на Гран-при Малайзии болельщики стали свидетелями тактики двух, трех и даже четырех остановок в боксах.
Между квалификацией и гонкой FIA объявила о переносе места поул-позиции с левой стороны трассы на правую: такое расположение усилило преимущество победителя квалификации за счет получения им внутреннего радиуса перед первым – как раз правым – поворотом.
Казалось, смена сторон грозила дополнительными сложностями обитателям четной половины поля, но стартовавшие шестым и восьмым пилоты Renault этого словно не заметили: с самого начала Ник Хайдфельд и Виталий Петров ринулись вперед, отыграв четыре и три позиции соответственно. Уже на выходе из "улитки" второго виража Хайдфельд уступал только лидеру гонки Феттелю, а Петров отбил атаки Массы и закрепился на пятом месте.
На старте гонки Себастьян Феттель сохранил первое место, а вот за спиной действующего чемпиона кипела борьба. И пока "реактивные" Renault отыгрывали позиции, объезжая соперников по левой стороне трассы, Фелипе Масса воспользовался толкучкой и "прошел" своего напарника Фернандо Алонсо. У Марка Уэббера отказала KERS, и австралиец разом уступил семь позиций, провалившись с третьего на десятое место.
Феттель практически сразу оторвался от всего пелотона, не давая усомниться в собственной скорости. Соперникам немца оставалось вести борьбу между собой.Группу преследователей Феттеля возглавил Ник Хайдфельд на Renault, сдерживавший явно более быстрого Льюиса Хэмилтона.
Британец пытался прессинговать, но Ник держал оборону крепко, грамотно дозируя использование KERS и стабильно уезжая от соперника на самом важном участке потенциальной борьбы – зоне между последним и первым поворотами.
На четвертом месте следовал Дженсон Баттон, а вот на пятом некоторое время держался Петров – пока Фелипе Масса не опередил россиянина в первом повороте. Еще через полкруга Виталий допустил ошибку, чересчур широко выйдя из поворота KLIA, и вдобавок пропустил еще и Фернандо Алонсо.
Между тем, за девятое место развернулась локальная, но не менее напряженная борьба: Марк Уэббер три раза обгонял Камуи Кобаяси, и все три раза японец отыгрывал утраченную позицию. Дуэль разрешилась сама собой на 11 круге, когда австралиец первым из всего пелотона отправился на плановый пит-стоп: в тот момент, решение посетить боксы казалось преждевременным, но дальнейший ход гонки подтвердил правильность расчетов Red Bull.
Все преимущество, добытое гонщиками Renault на старте Гран-при Малайзии, было потеряно уже на первом пит-стопе.
Не вовремя проведенная смена резины у Хайдфельда отправила немца со второго на пятое место, а оттягивание пит-стопа Виталия Петрова привело к полному тактическому фиаско – россиянин не только не смог отыграть позиции у гонщиков Ferrari, но и пропустил Марка Уэббера, надолго оставшись на безальтернативной восьмой строчке.
После гонки Виталий признался, что сознательно не заезжал в боксы одновременно со всеми – гонщик ждал дождя. Риск был обоснован: если бы ливень начался на 15 или 16 круге (а на тот момент прогнозы говорили, что дождь вот-вот хлынет), то Петров вышел бы в единоличные лидеры Гран-при.
После первой волны пит-стопов Уэббер смог наверстать упущенное на старте, отыграв разом четыре места, а гонщики Ferrari наконец поехали так, как от них ждали поклонники: после смены резины Фернандо Алонсо с Фелипе Массой попеременно ставили лучшее время круга, уверенно приближаясь к уехавшим вперед конкурентам. На 17 круге Алонсо обошел Баттона в борьбе за четвертое место, а спустя полкруга в повороте Kenyir Lake испанец настиг и обогнал не побывавшего еще на смене резины Кобаяси.
На 22 круге погоня Массы за Уэбером также увенчалась обгоном, выведя бразильца на шестое место. Но уже спустя круг австралиец открыл вторую волну пит-стопов.
Многочисленные перестановки гонщиков после каждой волны пит-стопов во многом были вызваны простой арифметикой: чем раньше пилот получал свежий комплект резины, тем быстрее он отыгрывал позиции. Соответственно те, кто затягивал визит на пит-лейн, страдали сильнее всего – больше всего из-за отложенного пит-стопа потеряли Петров и Шумахер.
В то же время, чересчур ранняя смена резины грозила повышенным износом к концу гонки: с такой проблемой на финальных кругах столкнулся Льюис Хэмилтон, вынужденный за четыре круга до финиша провести внеплановую замену шин.
После финиша британец признался, что ключ к успешному тактическому планированию Гран-при крылся в выборе времени первого визита в боксы – Льюис остановился чересчур рано, и в дальнейшем ему не хватило буквально нескольких кругов, чтобы избежать лишнего пит-стопа и дотянуть до финиша на четвертом месте.
К середине гонки лидера Себастьяна Феттеля настигла та же проблема, что испортила старт его напарнику: чемпион мира остался без KERS. Инженер немецкого гонщика запретил ему активировать систему рекуперации энергии, но даже без "КЕРСа" положению Феттеля ничего не угрожало: Себастьян уверенно поддерживал высокий темп, никого не подпуская на потенциально опасное расстояние.
Впрочем, у соперников немца хватало своих забот - преследователи Феттеля менялись местами с калейдоскопической быстротой.
После второй волны пит-стопов группу догоняющих возглавил Льюис Хэмилтон, вслед за ним шли Баттон (отыгравший позицию у Алонсо за счет более быстрого пит-стопа), Фернандо Алонсо, Уэббер, Хайдфельд, Масса, Кобаяси и Петров, причем японец, следуя австралийскому примеру своего товарища по команде Переса, решил сократить количество остановок в боксах и к 28 кругу совершил всего одну смену резины.
За пределами первой десятки событий было ничуть не меньше. Проколовший колесо в самом начале гонки Рубенс Баррикелло довольно долго замыкал пелотон, пока на 23 круге окончательно не свернул в боксы, сославшись на поломку гидравлики.
Одновременно с бразильцем борьбу прекратил и Серхио Перес: отвалившаяся деталь от болида Себастьена Буэми застряла под днищем Sauber C30 мексиканца, заставив его запарковать свой автомобиль на обочине.
Впрочем, до своего схода Перес тоже успел порадовать болельщиков зрелищной борьбой: в районе 13 круга мексиканец уверенно прошел Росберга, а спустя несколько минут Серхио совершил, возможно, лучший маневр всего Гран-при.
Перес опередил Хайме Альгерсуари на подъеме Berjaya Tioman после рискованного преодоления девятой шпильки по внешнему радиусу: мексиканца не остановил ни огромный перепад высот, ни висевший на хвосте Пол ди Реста, ни то, что настолько рискованно в этом месте действовать не решается никто – слишком велик риск потерять контроль над машиной.
Увы, вторую гонку подряд старания 21-летнего Серхио Переса не приносят результата.
Пол ди Реста провел уверенную гонку на границе первой десятки: в субботу новобранец Force India во второй раз подряд опередил признанного лидера команды Адриана Сутила, а в воскресенье шотландец на протяжении всей гонки боролся с Нико Росбергом и Михаэлем Шумахером, в результате финишировав на десятом месте.
Попадание в очковую зону также стало для ди Ресты вторым подряд – в Мельбурне шотландец пересек финишную черту на 12 месте, но последующая дисквалификация пилотов Sauber переместила дебютанта сезона на десятую строчку, позволив набрать одно очко в первой же гонке. На Гран-при Малайзии напарник ди Ресты Адриан Сутил отстал от шотландца на 14 секунд, заняв 11 место в итоговой классификации.
Волна третьих пит-стопов вновь началась с Уэббера, но на этот раз австралийцу не удалось перехитрить оппонентов: и Хэмилтон, и Баттон выехали из боксов впереди Марка. Причем Дженсон умудрился попутно опередить и собственного партнера по команде - Льюису достался неудачный комплект шин, потребовавший слишком много времени на прогрев, а заминка на пит-стопе стоила чемпиону 2008 года еще пары секунд.
Уэббер довольно долго держался четвертым, не отставая от Хэмилтона, пока на 44 круге Марк... не остановился в боксах в четвертыйт раз! Как и в Австралии, в Red Bull разделили тактику своих пилотов, выбрав для Марка более щадящую для резины стратегию. На итоговом результате такая осторожность сказалась точно так же, как и две недели назад – Уэббер потерял много позиций, явно упустив возможность зацепиться за подиум.
В то же время, истинных причин подобного плана не знает никто, кроме инженеров Red Bull: возможно, особенность пилотажа Марка не оставила его команде другого выбора, кроме как отправить австралийца в гонку с заранее предусмотренной тактикой четырех пит-стопов.
И быть бы Уэбберу на финише в конце очковой зоны, если бы не события 45-46 кругов, испортившие гонку сразу двум претендентам на титул. К этому моменту стремительно терявшего скорость из-за неудачных покрышек Хэмилтона нагнал Фернандо Алонсо, незамедлительно бросившийся атаковать заклятого соперника.
На прямой старт/финиш британец, обороняясь от наседавшей на него Ferrari, несколько раз изменил направление движения, что с этого сезона запрещено правилами. Разобравшие инцидент уже после гонки судьи наложили на Хэмилтона 20-секундный штраф за блокировку соперника, отправивший британца с законного шестого на седьмое место в генеральной классификации.
Алонсо, впрочем, после таких маневров разозлился еще больше и спустя круг вновь бросился в атаку: на торможении перед Langkwai испанец слишком приблизился к Хэмилтону и чиркнул передним антикрылом об автомобиль британца. McLaren Хэмилтона при этом видимых повреждений не получил, а вот самому Алонсо пришлось заезжать в боксы за новым спойлером – Фернандо снес себе левую торцевую пластину антикрыла, серьезно нарушив аэродинамический баланс болида.
По окончании гонки неумолимые стюарды гонки настигли и его: за провокацию столкновения к итоговому времени Алонсо были прибавлены все те же 20 секунд, но учитывая солидный отрыв испанца от ближайшего преследователя, на финишной позиции Фернандо этот штраф не сказался.
На подиум в Малайзии Red Bull делегировала Эдриана Ньюи – создателя сверхбыстрого болида RB7, позволяющего Феттелю громить своих конкурентов. Во время Гран-при действующий чемпион мира даже признался, что основным фактором, повлиявшим на его решение остаться в команде еще на три года, стало подписание такого же контракта с Эдрианом Ньюи: согласно новым соглашениям, "дрим-тим" Red Bull просуществует в нынешнем виде как минимум до 2014 года. И это не может не настораживать соперников.
Доехать любой ценой
Напряжение в гонке не спадало до самого финиша: борьба кипела на всех фронтах, минуя только лидера Гран-при Малайзии Себастьяна Феттеля. На 48 круге Виталий Петров прошел Камуи Кобаяси в борьбе за восьмую позицию, в схватке за 14 место Нико Росберг оказался сильнее Альгерсуари, а спустя еще шесть минут немец завершил свой прорыв на 12 строчку турнирной таблицы, оставив позади и Себастьена Буэми.
Между тем, штампующий лучшие круги Марк Уэббер догнал Фелипе Массу и после непродолжительной борьбы отобрал у бразильца пятое место, а еще спустя круг Ник Хайдфельд с удивительной легкостью расправился с замыкавшим первую тройку Хэмилтоном. Жесткий комплект Pirelli на McLaren британца износился окончательно, вынудив Льюиса свернуть в боксы для четвертой смены резины.
Проблемы с резиной у Хэмилтона вывели было Виталия Петрова на седьмое место, но непредсказуемый "Сепанг" к этому моменту еще не исчерпал лимит сюрпризов: в конце 54 круга Виталий ошибся на входе в поворот, пропылил по обочине, а во время возвращения на асфальт налетел на кочку, отправившую Renault россиянина в "раллийный" полет.
В отличие от закаленных автомобилей WRC, болид Формулы-1 не выдержал жесткого приземления – у Renault R31 сломалось рулевое управление, превратив гонщика в пассажира летящего снаряда. Обидный сход перечеркнул все труды россиянина по адаптации к сложным условиям "Сепанга", оставив Виталия вне игры за десять километров до финиша гонки.
Финальным актом борьбы стала дуэль Уэббера и Хайдфельда за третье место: обладающий более свежей резиной Марк вплотную подобрался к Нику, но опередить немца так и не смог – возможно, не захотел рисковать, чтобы не вылететь подобно Петрову, а может, это Ник сэкономил покрышки и в решающий момент смог прибавить.
Так или иначе, в этой паре расстановка не изменилась, подарив Renault второй подряд финиш на подиуме, а Марку Уэбберу – очередное поражение, усугубившееся победой его напарника по Red Bull Себастьяна Феттеля. Австралийское объяснение о дефектах в болиде австралийца уже не сработает: на счету Марка лучший круг в гонке.
За спинами лидеров невыразительную гонку провела команда Mercedes: несмотря на захватывающие дуэли Шумахера и Росберга в середине пелотона, девятое и двенадцатое место – совсем не то, чего ожидали от подопечных Росса Брауна. Не смогла отличиться и конюшня Toro Rosso: Альгерсуари на "Сепанге" обгоняли все, кому не лень, а Буэми запомнился разве что десятисекундным штрафом за превышение скорости на пит-лейне – в итоговом протоколе гонщики молодежной дружины "Ред Булла" заняли лишь 13 и 14 место.
Выступающая под российской лицензией Marussia Virgin немного сократила отставание от конкурентов по сравнению с Гран-при Австралии, но это все равно не позволило гонщикам конюшни вмешаться в борьбу – Тимо Глок приехал 16-м, отстав от лидера на два круга, а Жером д’Амброзио и вовсе сошел с дистанции на 44 круге гонки.
В общем зачете чемпионата лидерство укрепил Себастьян Феттель, а на вторую позицию вышел Дженсон Баттон на McLaren. Впрочем, гонщики, занимающие места со второго по восьмое, расположены друг к другу настолько близко, что уже к следующей гонке их очередность может перевернуться самым неожиданным образом – между крайними в этом списке Баттоном и Петровым всего 11 очков. И это значит, что стартующий через неделю Гран-при Китая обязательно преподнесет новые сюрпризы: борьба в Формуле-1 только начинается.