Нравится | Tweet |
Эта статья расскажет о двух основных операциях, которые выполняются для восстановления формы деталей кузовов легковых автомобилей. Эти операции – выколотка и рихтовка.
В процессе штамповки на прессе деталей кузова легкового автомобиля в структуре листов металла появляются напряжения (силы растяжения или сжатия), которые поддерживают форму изделия. В результате удара возникают новые напряжения, при этом около зоны деформации появляется область с наибольшей вытяжкой металла, обычно она имеет форму кромки или складки и мешает восстановить правильную форму, в этом заключается сложность кузовного ремонта автомобилей.
Во многих случаях напряжения изменяются только в зоне удара, и потребуется только локальный ремонт кузова машины. Неглубокую, но широкую вмятину можно устранить, делая удар по её вершине. При большой глубине выравнивание производится постепенно, начиная с краёв.
Выколотка – это операция, в результате которой повреждённая деталь должна принять первоначальную форму. Для этого прикладывается усилие, противоположное тому, которое вызвало деформацию, применяется давление или точечные удары, а часто и то, и другое. Не допускается применение металлических инструментов, для этой операции рекомендуется стальной молоток с резиновым бойком или деревянная киянка. Выколотку часто проводят в самом автомобиле, например, при ремонте несъёмных деталей. Ручной инструмент для этой операции обычно продаётся наборами и не дешёв, но для качественного кузовного ремонта такой инструмент необходим.
Завершив выколотку, переходят к рихтовке, которая устраняет, насколько это возможно, оставшиеся неровности поверхности. Обычно это делают ударами специального молотка (гладилки) или молотка-кувалды по листу, лежащему на наковальне. По окончании рихтовки производится покраска.
Наилучший результат даёт рихтовка частыми ударами, в случае сильных разрозненных ударов на поверхности остаются следы. При наличии на листе складки рихтовку начинают с её выправления, после чего переходят к оставшейся части детали.