Нравится | Tweet |
Скользко бывает и на льду, и на мокрой дороге, особенно в начале дождя, когда на проезжей части образуется смазка из воды и пыли, и на дороге, влажной от тумана, и на покрытии с пятнами расплавленного гудрона, и на мокром деревянном настиле моста, и на сырых листьях, попавших на дорогу. На траве, особенно мокрой, автомобиль заносит, как на льду.
На некоторых дорогах в течение одного дня можно встретить, в зависимости от профиля местности и сезона, все возможные осложнения, и по нескольку раз. Таковы дороги в Югославии, Австрии, Швейцарии. Прекрасная сухая дорога становится в низине влажной или скользкой, на взгорке - обледенелой, вблизи леса - покрытой мокрыми листьями, на деревянном мостике - скользкой, не говоря уже о дожде или снеге.
Белый пластик, которым наносят разметку на дорогах, во время дождя очень скользок, и на нем автомобиль может занести. Если нужно маневрировать на такой разметке, сбрасывайте скорость. Короткий мокрый участок преодолевайте без изменения режима движения.
На скользкой трассе значительно уменьшается сила сцепления шин с дорогой, увеличивается тормозной путь, появляется опасность блокирования колес и заноса. Высокие скорости недопустимы, дистанция должна быть увеличена не менее чем в два раза. Даже новые шины с подходящим рисунком протектора не могут обеспечить удовлетворительного сцепления со скользкой дорогой, и особенно надеяться на них не следует.
Перед выездом в гололед проверяйте давление воздуха в шинах и износ протектора. Давление воздуха должно соответствовать норме, а рисунок протектора иметь одинаковый износ на всех шинах. На свободном участке тормозите, проверяя, все ли колеса одновременно начинают торможение. Оцени длину тормозного пути и устойчивость автомобиля к заносу. Степень скользкости опробуйте резкой подачей «газа», торможением или резким поворотом руля. Если автомобиль слушается, то сцепление с дорогой удовлетворительное. Если же он не откликается на поворот руля, буксует при резкой подаче «газа» или юзит при торможении - дорога опасна, и придется «включить» максимальную осторожность.
Трогайтесь на льду плавно со второй или даже с третьей передачи, так как на первой колеса чаще всего буксуют. То же относится к троганию с места на дороге, покрытой мокрой глиной, уплотненным снегом или грязью.
В гололед сцепление колес автомобиля с дорогой резко уменьшается, и тормозной путь может увеличиться по сравнению с сухим покрытием более чем в 8 раз при той же скорости движения.
Управляя автомобилем, не допускайте резких движений при рулении, включении сцепления, переключении передач, разгоне, повороте и торможении. Даже незначительная резкость может привести к заносу, и автомобиль понесет к другим машинам, на полосу встречного движения или на тротуар. Торможение с одновременным поворотом рулевого колеса недопустимо. Невращающиеся колеса не изменят направления движения автомобиля, зато после прекращения торможения он резко направится в сторону вывернутых колес. Движения автомобиля при заносе всегда бывают неожиданными.
Кажущиеся непонятными уводы автомобиля на скользкой дороге объяснимы - бороздки застывшего льда или камешки, попавшие под колесо, уводят автомобиль в сторону. Не корректируйте сразу же направление движения рулем. Подожди, когда закончится влияние толчка, и автомобиль сам примет прежнее направление. Гололедные участки вызывают недоверие к автомобилю, чувство страха.
Когда все колеса заблокированы и скользят, вывести автомобиль из заноса поворотом руля нельзя - изменение положения невращающихся передних колес не может изменить траекторию движения. Надо менять метод торможения.
Гидроусилитель руля уменьшает физическую нагрузку на руки, но не дает возможности чувствовать сопротивление дороги, а это очень важно при гололеде.
Нечастый гололед в европейских странах почти парализует движение - не привыкшие к нему водители просто не справляются с автомобилями. В большинстве случаев обходилось без тяжелых последствий для людей, так как скорости были невелики, но для кузовщиков работы было немало, а страховым компаниям приходилось раскошеливаться.
Если гололед умеренный, давление может быть около единицы. При движении периодически проверяйте степень «скользкости» - слегка притормаживайте и сразу почувствуете, как реагирует машина. Если при резком прибавлении «газа» обороты растут, а скорость не прибавляется, гололед силен и опасен.
На скользкой дороге применяйте торможение двигателем, или импульсное торможение, или комбинируйте оба метода. Резкими, короткими импульсами по 2-3 раза нажимайте и отпускайте педаль тормоза. Короткий контакт тормозных колодок с дисками или барабанами притормаживает колеса, но не блокирует их.
На самих поворотах тормозить опасно - обязательно вызовете снос передних или занос задних колес.
Перед поворотами тормозите комбинированно, то есть двигателем и ножным тормозом. При комбинированном торможении лучше обеспечивается поперечная устойчивость автомобиля, так как при торможении двигателем оба ведущих колеса замедляются равномерно и постоянный дисбаланс между усилиями тормозных колодок, вызывающий различную степень торможения колес и блокировку одного из них, приводящую к заносу, не слишком сказывается. К замедляющему усилию, создаваемому на колесах двигателем, добавляется тормозное усилие колодок, и можно почувствовать приближение момента блокировки колес. В моменты, когда двигатель готов вот-вот заглохнуть, отпускайте немного педаль тормоза.
Обычно двигателем тормозите на той передаче, которая включена, а на спусках, особенно горных, желательно включение той передачи, на которой возможен въезд на этот уклон. Если нужно остановиться несколько быстрее, то, не выжимая сцепления, нажимайте на педаль тормоза пружинящими движениями. Из-за возможной блокировки колес применять на ходу стояночный тормоз на мокрой скользкой дороге не следует.
Для того чтобы уменьшить скорость без заноса, нажимайте на педаль тормоза импульсами несколько раз подряд, не отпуская полностью педаль, а лишь несколько ослабляя нажатие.
При прерывистом или ступенчатом импульсном торможении для экстренного снижения скорости на скользкой дороге не забывайте при каждом растормажи-вании восстановить устойчивость с помощью руля, иначе автомобиль может развернуть на 180o.
По возможности для торможения надо выбирать сухие участки дорожного покрытия. В аварийных случаях целесообразно выехать на обочину, чтобы использовать для торможения менее скользкую поверхность. Это возможно, если состояние обочины подходит для этого. Например, проезжая часть обледенела, а на обочине - мелкие камни и земля, на которых обледенение будет разрушено колесами.
Вне населенных пунктов могут быть участки наледи на мостах, обледенения или влажности в тенистых или покрытых мокрыми листьями местах и т. д. Такие участки могут встретиться и на подъездах к местам остановки многочисленных транспортных средств перед светофорами.
Дистанция на скользкой дороге должна быть не менее двойной скорости движения. Например, при скорости 40 км/час дистанция должна составлять около 80 м.
Подъемы и спуски преодолевайте на пониженных передачах и без их переключения, с постоянной скоростью. Включайте такую передачу, при которой не будет чрезмерного тягового усилия на колесах. Короткие подъемы лучше преодолевать с разгона. Обледенелые подъемы преодолевайте на повышенной скорости, чтобы на самом подъеме не пришлось переключать передачи, а лишь постепенно уменьшать подачу топлива.
На перекрестках опасайся столкновения с машинами, едущими в поперечном направлении, - не все водители учитывают опасность гололеда. На пешеходных переходах, подъездах к ним и в других местах возможного появления пешеходов на проезжей части будь осторожнее - пешеход тоже идет по льду и не может быстро остановиться. Не подавайте звукового сигнала - в спешке пешеход может поскользнуться и упасть. Особое внимание проявляйте к детям и пешеходам пожилого возраста.
При длительных поездках по скользким дорогам для увеличения проходимости автомобиля на колеса надевают цепи противоскольжения.
квапланирование случается на мокром твердом покрытии. При большой скорости вода перед шинами не успевает расплескаться в стороны, оказывает сопротивление качению, попадает под управляемые колеса.
Колеса поднимаются на водяной подушке и плывут, «планируют». При скорости около 100 км/ч легковой автомобиль с изношенными шинами на мокрой дороге полностью теряет контакт с поверхностью и становится неуправляемым.
Аквапланирование случается во время сильного дождя, когда на дороге образуется толстая водяная пленка, в длинных лужах, потоках воды, перетекающих через дорогу от ручьев. Из-за него автомобили на закруглениях дорог соскальзывают на обочину и опрокидываются, а на прямолинейных участках вдруг направляются на встречную полосу.
Для устранения аквапланирования испытываются различные дорожные покрытия - во Франции выложили большой кусок магистрали 5 Paris-Melun плитами с частыми узкими и глубокими продольными бороздками, предназначенными как для отвода воды, так и для препятствования заносу. На этом участке действительно не удается вызвать занос и не наблюдается аквапланирование.