Нравится | Tweet |
То, что творилось на топливном рынке ещё несколько недель назад, иначе как «вакханалией» назвать нельзя. Топ-новостями всех СМИ стали «разборки» государства с нефтетрейдерами, цены на стелах АЗС и громогласные заявления экспертов всех мастей о нынешнем и грядущем засилье «контрафакта».
Сейчас, похоже, буря улеглась, но цены на АЗС так и остались в районе «психологических» 10 грн. за литр. Что же заливают в баки автомобилисты за такие деньги? Этим вопросом задались эксперты столичного Института потребительских экспертиз, которые провели рейд по заправкам с целью проверить качество наиболее популярного «девяносто пятого» бензина в период повышения цен.
В этот раз отбор проб произошёл на АЗС десяти компаний, которые, в значительной мере формируют рынок, а именно WOG, ОККО, Лукойл, ТНК, Shell, ANP, КЛО, БРСМ, Укрпетроль, Укртатнафта. На заправках эксперты приобрели «просто 95-й», а на АЗС ОККО и БРСМ - топливо с приставкой «ЄВРО». Также сделали исключение для WOG - здесь эксперты отобрали «фирменный» бензин Mustang. При этом цены разнились значительно - от 9.67 до 10.05 грн. (цены на момент отбора топлива).
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам ДСТУ4063-2001 и ДСТУ 4839:2007 (Евро), поскольку заранее было понятно, что бензин будет как украинского производства, так и импортный. Напомним, что в Украине в данный момент параллельно действую два стандарта качества бензина. «Старый» ДСТУ 4063-2001 «Бензини автомобільні», который всё никак не отменят, и новый ДСТУ 4839:2007 «Бензини автомобільні підвищеної якості». Соответствие бензина новому ДСТУ 4839:2007, во-первых, указывает на его улучшенные экономические и эксплуатационные характеристики, во-вторых, на соответствие европейскому стандарту Евро 4 или Евро 5. В частности в стандартах Евро зафиксированные требования, как к работе двигателя, так и качеству бензина, которые учитываются в новых европейских марках автомобилей. То есть, чтобы получить заявленные характеристики работы автомобиля нужно заправлять его соответствующим топливом.
Самый главный вывод, полученный в лаборатории - качество топлива в стране ухудшилось, и довольно сильно. Из десяти образцов четыре оказались некондиционными (ANP, Укрпетроль, Укртатнафта, БРСМ), всего два отвечали нормативам «старого» ДСТУ (КЛО и ТНК) для украинских бензинов, и четыре соответствовали «новому» ДСТУ (Евро) (WOG, ОККО, Лукойл, Shell). Для сравнения - в прошлой проверке, которая проводилась в конце прошлого года, не было ни одного нарушения! Наверное, так реагирует рынок на попытки его регулировать « ручными» методами.
Но обо всём по порядку. Исследованию подверглись следующие параметры - октановое число, массовая доля серы и бензола, суммарная доля ароматических углеводородов, химический состав бензина.
Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр - октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации - преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 85,0 единиц (что практически аналогично привычному числу 95 по исследовательскому методу, которое мы видим на заправках). И здесь оказался самый неприятный сюрприз - у троих аутсайдеров нарушения оказалось именно в этом параметре. ANP, Укрпетроль и БРСМ не дотянулись до норматива почти на единицу. У лидеров «запас» оказался серьёзным и колебался от 85,6 у ОККО до 85,8 у WOG и КЛО.
Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель - содержание серы. Если её в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. Старый ДСТУ для «обычного» 95-го предусматривает содержание серы не более чем 0,015% (150 мг/кг), новый же ДСТУ для А-95 ЄВРО требует не более 0,005% (50 мг/кг). Победителями в этой категории оказались WOG с Mustang (5 мг/кг) и ОККО c А-95 Євро (5 мг/кг). Эти показатели соответствуют нормам нового отечественного стандарта и ещё более современного европейского стандарта Евро 5, а это значит, что на этих АЗС продают высококачественный «евробензин» производства западных НПЗ. Остальные участники тоже уложились в норматив, в целом нарушений по сере обнаружено не было.
Ещё один немаловажный параметр - содержание бензола. Повышенная концентрация бензола наносит большой вред, как окружающей среде, так и автомобилю. Не испаряясь целиком бензол способен смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. Согласно старому ДСТУ массовая часть содержания этого вещества в бензине не должна превышать 5%. Новый ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. Уложились все, кроме топлива Укртатнафты - здесь было обнаружено бензола на 14% выше норматива.
При проверке массовой доли ароматических углеводородов опять отличилась Укртатнафта - превышение на 12%. Для справки - при увеличении содержания «ароматики» растет токсичность выхлопа, а в камере сгорания образуется больше нагара. У остальных участников этот показатель в границах допуска, хотя ещё пару лет назад многие бы не уложились в норматив с такими показателями.
И что же в результате? Крупные сети, ориентированные на импорт, «держат» качество, несмотря на все проблемы. Более того, прогрессируют - тот же Mustang от WOG «перешёл» со стандарта Евро 4 на нормативы Евро 5. У сети ОККО уже успели «приучить» своих клиентов к бензину Евро 5, и приятно, что ничего не меняется в худшую сторону. КЛО и ТНК продают «честный» украинский бензин, остальные же игроки, видимо, не выдержали испытания «ценовыми» и «пошлинно-акцизными» войнами. В итоге оказалось, что заправляясь дешёвым бензином (который тоже подорожал вместе с дорогим!) можно легко «нарваться» на не качественный продукт. Есть и ещё один вывод, который может перейти в тенденцию - пока нарушения обнаруживаются преимущественно не в крупных сетях, а в небольших региональных. В будущих рейдах эксперты пообещали именно им уделить основное внимание.
Таблица 1 («евробензин»)
АЗС (исследования по ДСТУ 4839:2007 к бензину видов I и II) |
Октановое число (моторный метод) (норматив - не менее 85 ед.) |
Содержание серы (мг/кг, норматив для вида I - не более 10, для вида II - не более 50) Вид I Вид II |
Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) |
Объемная часть ароматических углеводородов ( в %, не более 35) |
|
Shell |
85.2 |
10 |
0.83 |
31,2 |
|
WOG Mustang |
85.8 |
5 |
0.50 |
25.4 |
|
Лукойл |
85.8 |
10 |
0.65 |
30,9 |
|
ОККО 95 Евро |
85.6 |
5 |
0.55 |
29,9 |
Таблица 2 (обычный украинский бензин)
АЗС (исследования по ДСТУ 4063:2001) |
Октановое число (моторный метод) (норматив - не менее 85 ед.) |
Массовая доля серы (%, норматив не более 0,015 (или 150 мг/кг))* |
Массовая часть бензола (в %, не более 5.0) |
Суммарный объём ароматических углеводородов ( в % мас., не более 53,0) |
КЛО |
85.8 |
5 |
4,6 |
48,6 |
ТНК |
85.1 |
64 |
1,2 |
36,2 |
- - результаты переведены в мг/кг для удобства восприятия
Таблица 3 (не кондиционный бензин)
АЗС (исследования по ДСТУ 4839:2007 к бензину видов I и II) |
Октановое число (моторный метод) (норматив - не менее 85 ед.) |
Содержание серы (мг/кг, норматив для вида I - не более 10, для вида II - не более 50) Вид I Вид II |
Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) |
Объемная часть ароматических углеводородов ( в %, не более 35) |
|||
ANP |
84,3 |
7 |
0,68 |
34,0 |
|||
БРСМ евро |
84,4 |
5 |
0,86 |
32,4 |
|||
АЗС (исследования по ДСТУ 4063:2001) |
Октановое число (моторный метод) (норматив - не менее 85 ед.) |
Массовая доля серы (%, норматив не более 0,015(или 150 мг/кг)))* |
Массовая часть бензола (в %, не более 5.0) |
Суммарный объём ароматических углеводородов ( в % мас., не более 53,0) |
|||
Укртатнафта |
85,0 |
33 |
5,7 |
59,3 45,6 |
|||
Укрпетроль |
84,3 |
65 |
3,7 |
- - результаты переведены в мг/кг для удобства восприятия