Нравится  

     В кабинете министров Украины готовится проект постановления о вторсырье, которым утилизировать шины обяжут их производителей и импортеров.

     Чьи персональные интересы прячутся за идеей собирать деньги в масштабах страны с каждой покрышки, пока остается неясным.

     Согласно информации, размещенной на сайте Кабмина, правительство готовит проект постановления «О дополнительных мерах по совершенствованию системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья». По мнению разработчиков законодательного акта, специалистов Минэкологии и природных ресурсов, он должен решить проблему утилизации автомобильных покрышек путем внедрения механизма обращения с отработанными шинами. Решить важную экологическую проблему планируется за счет тех, кто эту продукцию на рынок Украины поставляет — производителей и импортеров автопокрышек.

     «Будет установлено, что производители или импортеры шин обязаны самостоятельно или по договору с другой компанией обеспечить прием и утилизацию использованных шин и паковочных материалов согласно установленным минимальных норм утилизации»,— говорится в комментарии правительства. Также, отмечается там, в постановлении будут прописаны тарифы на услуги по сбору, заготовке и утилизации использованных шин. Таким образом, предлагаемый механизм предусматривает возложение на производителей и поставщиков шин дополнительных издержек по последующей утилизации их продукции. Что, в свою очередь, будет компенсироваться включением стоимости утилизации в цену автопокрышки.

     По данным Минэкологии, проблема отработанных покрышек достигла в Украине довольно широких масштабов: ежегодно в стране автомобилистами выбрасывается около 180 тыс. т использованных автомобильных шин. Вместе с тем на специализированных предприятиях перерабатывается только ничтожная доля этого материала — до 14 тыс. т, или не более 8%. Все дело в том, что утилизацией покрышек занимается достаточно небольшое количество предприятий: с экономической точки зрения завод по переработке шин является не самой выгодной инвестицией. Но только в Украине — из-за того, что в промышленности не внедряются современные технологии, ориентированные на безотходное производство. Зато за границей спрос на продукцию шиноперерабатывающих заводов достаточно высок. В зависимости от степени измельчения, шинную крошку применяют в производстве новых покрышек, в изготовлении шлангов, водоотталкивающих покрытий для крыш, железнодорожных шпал, подошв для обуви, колес инвалидных колясок, покрытий теннисных кортов и детских площадок, а наиболее массово при изготовлении покрытий для автодорог (14-15 т на 1 км дороги). А из жидких углеродов, получаемых в результате тепловой обработки авторезины, есть возможность получать дизельную и бензиновую фракции, которые близки к дизельному и бензиновому топливу, уверяют эксперты. Поэтому в цивилизованных странах показатель доли переработки использованных шин достигает 45%, в целом по миру он составляет около 20% (имеется в виду экологическая переработка, поскольку такие экологически опасные виды утилизации шин, как сжигание или закапывание шинной крошки, в развитых странах давно запрещены).
     Как и следовало ожидать, производители не в восторге от того, что власти решили взвалить на их плечи сложную экологическую проблему. «Если это будет введено в виде некоего сбора с производителей на утилизацию, то решить проблему использованных покрышек никак не получится. Подобные попытки уже предпринимались в отношении картонной тары, но ее так никто и не утилизирует. Основной рынок шин сегодня находится в тени, и нелегальных импортеров никто не сможет заставить платить за утилизацию»,— говорит гендиректор ОАО «Днепрошина» Роман Науменко.

По оценкам экспертов, объемы серого и черного рынков автопокрышек в Украине составляют около 50-60%. Господин Науменко считает, что ответственность за использованные шины должны нести потребители: стоит, к примеру, ввести дополнительный сбор при прохождении ТО или включить стоимость утилизации в цену бензина. «Этот вопрос должен решаться на государственном уровне. При этом необходимо учитывать и опыт Европы. Там при импорте шины на территорию ЕС дилер предварительно оплачивает экологический сбор — так называемый сбор на утилизацию шин — стоимостью от EUR0,2 до 2»,— комментирует инициативу правительства председатель правления АО «Росава» Роман Рыбачук. Хотя «Росава» в этом плане сработала на опережение: компания намерена организовать собственную линию по переработке использованных автопокрышек, инвестиции в которую оцениваются в $30-50 млн.

     «Учитывая динамический рост количества изношенных шин, производство мощностью 30 тыс. т в год будет гарантированно загружено сырьем и будет иметь возможность перерабатывать до 20% б/у шин. Это даст возможность покрыть потребности трех-четырех областей Украины»,— уверен господин Рыбачук.

источник



Добавить в закладки
Автор: chep, Опубликовано: 14-05-2011, 18:21, Просмотров: 3908
Другие новости по теме: